Новости


Приручение смерти // Великий укротитель в Театре наций

Заключительным событием международного фестиваля Новый европейский театр (NET), проходящего при поддержке Фонда Прохорова, стал спектакль Димитриса Папаиоанну Великий укротитель, показанный в Москве при содействии Юлии Скворцовой. Рассказывает Татьяна Кузнецова.

На флейтах революционных труб // Оркестр Персимфанс сыграл Нечеловеческую музыку

Воссозданный в 2008 году по образцу раннесоветского Первого симфонического ансамбля без дирижера Персимфанс вместе с артистами оркестра Dusseldorfer Symphoniker сыграл в зале Чайковского программу партитур от Моцарта до Швиттерса Нечеловеческая музыка, чем добавил эффектную страницу в скромный перечень негромких концертных посвящений 100-летию русской революции. Рассказывает Юлия Бедерова.

Анатомия театра. О фестивале NET

В Москве завершился фестиваль нового европейского театра NET, который вслед за фестивалем «Территория» представил самые сложные и неожиданные постановки на стыке разных видов искусства

Джедаи наносят ответный удар // Звездные войны продолжаются

В прокат выходит восьмой эпизод космической саги Звездные войны. ЭпизодVIII: Последние джедаи. Юлия Шагельман нашла в нем примерно с полдюжины моментов, способных порадовать фанатов саги и развлечь случайных зрителей, но сочла, что этого мало для исполинского хронометража в 2 часа 40 минут.

Головокружение от приемов // Вручена Большая книга

В Москве объявили победителей премии Большая книга. Первый приз в этом году получил Лев Данилкин за книгу Ленин. Пантократор солнечных пылинок, второй достался Сергею Шаргунову за роман-биографию Катаев, третий Шамилю Идиатуллину за роман Город Брежнев.

На острие игры // Премьера Александра Экмана в Парижской опере

В Opera Garnier состоялось самое интригующее событие парижского сезона мировая премьера балета Play (Игра) композитора Микаэля Карлссона в постановке и сценографии одного из самых востребованных молодых хореографов Александра Экмана.

Герои ищут награду // Борис Барабанов о российских музыкальных премиях

Академия российской музыки готовится к третьей церемонии вручения Российской национальной музыкальной премии, которая пройдет 13 декабря в Государственном Кремлевском дворце. На днях были объявлены короткие списки претендентов на премию в каждой из номинаций.

Вечное «Возвращение»

За более чем двадцатилетнюю историю этот фестиваль камерной музыки превратился в культовое событие со своей мифологией и традициями. Слушатели ждут «Возвращения» с января до января, а афишу и новый буклет предвкушают как продолжение многосерийного фильма

Древнерусское искусство стало доступнее // Музей Рублева отмечает юбилей и отражает нападки

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева отмечает 70-летие. К празднованию юбилея здесь очень торопились с открытием в отремонтированных помещениях основной площадки музея Трапезной палаты и церкви Архангела Михаила, новой постоянной экспозиции, которая заменила прежнюю, не менявшуюся с 1990-х.

Зеркало всякой революции // Юсиф Эйвазов и Анна Нетребко в Ла Скала

Оперой Умберто Джордано Андре Шенье открыл свой сезон миланский оперный театр Ла Скала. Эта давно не исполнявшаяся опера, выбранная по настоянию главного дирижера театра Риккардо Шайи, могла, как это не раз случалось, быть освистанной не терпящей несовершенств миланской галеркой, но спектаклю досталось 11 минут аплодисментов.

Дорогая, многоуважаемая пропасть // Джером Сэлинджер в фильме За пропастью во ржи

В прокат вышел фильм Дэнни Стронга За пропастью во ржи. Посмотрев байопик Джерома Сэлинджера, Михаил Трофименков прочувствовал правоту писателя, наложившего вето на экранизации своих книг, и пожалел, что авторские права литераторов не распространяются на их жизнеописания.

И рай следовал за ним // На экранах По ту сторону надежды Аки Каурисмяки

Тема фильма По ту сторону надежды, можно сказать, затасканная и даже конъюнктурная: судьба беженцев-мигрантов в глобализированном европейском доме. Однако финский режиссер Аки Каурисмяки сумел обойти почти неизбежные стереотипы, удивив даже Андрея Плахова.

«Безликие» захватили Санкт-Петербург

В декабре 2016 года в Москве состоялась премьера иммерсивного шоу «Вернувшиеся» по пьесе Генрика Ибсена «Привидения». Спустя примерно год после московской премьеры подобная постановка взорвала уже северную столицу.

Танцпросвет // Компания Джессики Ланг выступила на DanceInversion

На сцене Геликон-оперы гастролями американской компании Jessica Lang Dance завершился фестиваль DanceInversion, продлившийся в этом году два месяца и десять дней. Американцы представили программу из шести балетов и номеров, оказавшуюся своего рода иллюстрацией истории американского современного танца, считает Татьяна Кузнецова.

Добро должно быть с бородами // На экране Легенда о Коловрате

В прокат вышла Легенда о Коловрате Джаника Файзиева и Ивана Шурховецкого. Экранизация изложенной в Повести о разорении Рязани Батыем истории полевого командира XIIIвека Евпатия Коловрата навела Михаила Трофименкова на размышления о причудах изображения на экране своих и врагов.

Венок сонету // Наизусть Тьяго Родригеса на фестивале NET

На фестивале Новый европейский театр (NET) прошли гастроли спектакля Наизусть. Португальский драматург и актер Тьяго Родригес показал московской публике фокус, обаятельный и эффектный: как сделать новый европейский театр из десяти стульев и одного сонета. За руками следила Катерина Вахрамцева.

Передвижников сдвинули с французами // Открылся фестиваль Декабрьские вечера

Программу фестиваля Декабрьские вечера Святослава Рихтера в ГМИИ имени Пушкина открыла выставка Передвижники и импрессионисты. На пути в XXвек, которая в очередной раз отстаивает идею единства русского искусства с мировым. Рассказывает Олег Краснов.

Барышня и бандюган // На экранах фильм Страсть и верность

В прокат выходит фильм франко-бельгийского производства Страсть и верность (Le Fidele), входивший в программу кинофестивалей в Венеции и Торонто. От бельгийского режиссера, представляющего свои картины на международных смотрах, ожидаешь сугубо реалистичных упражнений на остросоциальную тематику в духе братьев Дарденн.

300 рязанцев. Как Евпатий Коловрат орду укрощал

Изучать историю по фильму о Евпатии Коловрате вряд ли стоит, зато легенда о психически нездоровом воине, который живет прошлым, и его гламурных врагах оказывается подозрительно злободневной

Танец маленьких хромосом // АвтоБИОграфия Уэйна Макгрегора на фестивале Дягилев P.S.

Фестиваль ДягилевP.S. показал АвтоБИОграфию, новый балетный спектакль знаменитого британца Уэйна Макгрегора и его труппы, в котором хореография отталкивается от размышлений о генетической природе личности. Рассказывает Лейла Гучмазова.

Нищие художники в драгоценной оправе // Мастера Парижской школы в Музее Фаберже

В петербургском Музее Фаберже открылась выставка Модильяни, Сутин и другие легенды Монпарнаса. Имена в названии и сами по себе заманчивы, но главного оно не рассказывает: работы на этой выставке происходят из коллекции одного из первых покупателей картин монпарнасских безумцев Йонаса Неттера. Рассказывает Кира Долинина.

Портретные па // Баланчин/Тейлор/Гарнье/Экман в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко

Сезон балетных премьер Музтеатр открыл программой одноактных балетов, названной Баланчин/Тейлор/Гарнье/Экман по именам представленных в ней хореографов, причем последних трех еще не ставили в России. Рассказывает Татьяна Кузнецова.

Из Гаража на бал // Светская жизнь

В предыдущей колонке о состоянии светских дел замечено: светская жизнь была настолько культурной, что ей пришлось переместиться в Санкт-Петербург. На минувшей неделе вновь случился массовый выезд в культурную столицу, но теперь уже в поисках утраченного: десятилетие свадьбы четы Шеляговых и бал ювелира Петра Аксенова вовсю эксплуатировали пафос великого имперского прошлого.

Путешествие не особым путем // Памяти памяти Марии Степановой

В печать вышла книга Марии Степановой Памяти памяти проза-эссе о феномене межпоколенческой памяти и семейной истории. По мнению Дмитрия Бутрина, это необходимое чтение прежде всего для того, чтобы понять, что мы можем это обсуждать: органичного русского языка для обсуждения памяти поколений раньше просто не было.

Времена и герои Дмитрия Хворостовского

Чаще всего бывает так, что оперные певцы решаются представлять международной публике новый, непривычный, нешлягерный репертуар лишь в зените карьеры, уже располагая кредитом совершенно безоговорочного доверия.

Ловец моментов // Анри Картье-Брессон и его снимки в Мультимедиа Арт Музее

В Мультимедиа Арт Музее проходит выставка под названием Фотоальбом Анри Картье-Брессона. 19321946, на которой в виде снимков представлена рукотворная Scrapbook книга, подготовленная фотографом для своей посмертной выставки в нью-йоркском МоМА в 1947 году. Рассказывает Игорь Гребельников.

Мы движемся обратно к Мамлееву // Владимир Раннев об опере и Прозе

В электротеатре Станиславский сегодня начинается серия премьерных показов Прозы новой оперы по текстам Юрия Мамлеева и Антона Чехова, написанной и поставленной Владимиром Ранневым. Накануне премьеры с композитором встретился Дмитрий Ренанский.

Культрасцвет // Светская жизнь

На прошлой неделе светская жизнь дала такой основательный крен в сторону культуры, что изрядная ее часть прошла в Санкт-Петербурге. На исторической сцене Мариинского театра закрылся фестиваль Context.

С классикой на скрюченной ноге // Национальный балет Марселя на DanceInversion

На сцене Геликон-оперы в рамках фестиваля DanceInversion Национальный балет Марселя показал Кордебалет и Болеро в постановке своих руководителей Эмио Греко и Питера Шольтена. Рассказывает Татьяна Кузнецова.

В тени большинства // Культурная политика

За три дня до культурного форума в Санкт-Петербурге на киностудии Ленфильм собрались зарубежные кинокритики на первый коллоквиум ФИПРЕССИ (Международная федерация кинопрессы), посвященный современному российскому кино.

В авангард с пересадками // Эль Лисицкий в Третьяковской галерее и Еврейском музее

На двух московских площадках в Еврейском музее и центре толерантности и в Новой Третьяковке открылась выставка Эль Лисицкий. Ретроспектива одного из главных художников авангарда, объединившая произведения из российских и европейских музеев, проходит при поддержке компании Транснефть и благотворительного фонда Сафмар. Рассказывает Игорь Гребельников.

Очки и баррикады // На экранах Молодой Годар Мишеля Хазанавичюса

Фильм Молодой Годар появился спустя век после русской революции и почти через полвека после революционных событий 1968 года во Франции. О том, как революционные иконы превращаются в карикатуры, Андрей Плахов.

Струны сочувствия // Гидон Кремер выступил в Гоголь-центре

Две российские премьеры с музыкой Моисея Вайнберга, Роберта Шумана, Карлхайнца Штокхаузена, фотографиями Антанаса Суткуса, скульптурами Низара Али Бадра и анимацией Сандро Канчели были представлены на творческом вечере Гидона Кремера в Гоголь-центре.

Уходит почва из-под нот // Pazifik Exil Сергея Невского на Новой сцене Александринки

На Новой сцене Александринского театра при поддержке Гете-института выступил немецкий ансамбль Neue Vocalsolisten Stuttgart. Центральным событием вечера стала российская премьера оперы Сергея Невского Pazifik Exil. Комментирует Дмитрий Ренанский.

Вещие овощи // Выставка Джузеппе Арчимбольдо в палаццо Барберини

В римском палаццо Барберини, в Национальной галерее старинного искусства проходит масштабная выставка, посвященная художественному миру знаменитого позднеренессансного художника Джузеппе Арчимбольдо. На ней побывал Андрей Плахов.

Лучшее

«Руди, помоги!»

В Большом театре с триумфом прошла премьера балета «Нуреев» в постановке Кирилла Серебренникова. На генеральной репетиции побывал главный редактор журнала «Сноб» Сергей Николаевич

Шестидесятая параллель

Частный музей в России - это, разумеется, больше, чем просто музей. А иначе и быть не может. У нас всегда так: не умеем вмещаться в традиционные рамки, Не желаем довольствоваться отведенными метрами и полагающимся статусом. Хочется простора, масштаба, новых горизонтов

Поэт и толпа. Речь Аллы Демидовой

«Продуманный террор, чтобы нас запугать? Или абсолютное непонимание театрального процесса?» Выступление Аллы Демидовой при получении за Кирилла Серебренникова присужденного ему гран-при премии «Сделано в России - 2017»

Голосуй — не голосуй. Шоу про выбор и европейские ценности довезли до Москвы

Независимая продюсерская компания Федора Елютина, привозившая в Москву два проекта группы главных театральных инноваторов Европы Rimini Protokoll - Remote Moscow и Cargo Moscow, - показала премьеру нового проекта «Кандидат».

«Убийство в Восточном экспрессе»: из детектива в мистерию

В российский прокат вышел новый фильм по книге Агаты Кристи. Кеннет Брана превращает всем известный детектив в религиозную мистерию, а смешного усатого сыщика - в трагического персонажа, без надежды на успех латающего прорехи в нашем несовершенном мире

Текст Конституции шипит на утюге. Об основном проекте Уральской индустриальной биеннале

Жоан Рибас уловил дух времени и попытался нащупать новые связи между изображением, словом и значением, появившиеся в век четвертой индустриальной революции. Слегка копнул в прошлое, чуть-чуть заглянул в будущее, но сосредоточиться решил на настоящем.

Матильда. Киносценарий

Культура Александр Александров Принятые сокращения: ИНТ. - интерьер НАТ. - натура ЭКСТ. - экстерьер 1. ТЕАТР. ИНТ. ДЕНЬ. Иван Карлович - директор Императорских театров - производит фотографирование балерин в присутствии великого князя Владимира Александровича.

«Твин Пикс» в деталях. Эпизод 16: Одержимые ангелами

Культура Кадр из сериала «Твин Пикс» Внутри каждого человека есть золотое зерно - неважно, в прямом или переносном смысле. Не злой демон, не клубок детских травм и обид, не пустота, которую нужно заполнять алкоголем и чужими страданиями, - нет, там всегда есть кто-то сильный, храбрый и добрый, даже если мы уже забыли о его существовании.

Актуальное

Планета Татуин или Волгоградская область: отличите «Звездные войны» от России. Тест

Накануне премьеры «Последних джедаев» «Сноб» совместно с «МегаФоном» предлагает пройти этот несерьезный тест и узнать, насколько хорошо вы различаете мир киносаги и повседневную реальность

Годар жил, Годар жив

В российский прокат выходит «Молодой Годар» Мишеля Хазанавичюса - фильм о кинорежиссере, который слишком увлекся перестройкой общества

Звучащие прикосновения и хэштег-активизм. Художники Lexus Hybrid Art о своих работах

Культура Фото: Дмитрий Чунтул Виктор Поляков, Cubed/UncubedО своей работеКуб - абстрактная геометрическая универсалия, у которой появились новые смыслы под влиянием таких известных представителей минималистского движения, как Дональд Джадд, Сол Левитт, и многих других.

«Чапаев и Пустота». Мантра от брусникинцев

Культура Фото: Даша Трофимова/Театр «Практика» Основная сюжетная линия в книге Пелевина - взаимоотношения Василия Чапаева, командира Азиатской конной дивизии, и главного героя Петра Пустоты, назначенного ее комиссаром.

Смерть автора

Культура Кадр из фильма «Слишком свободный человек» Этот фильм должен был, конечно, стать катастрофой. Кино про оппозиционного политика, вышедшее на экраны спустя два года после его убийства и снятое людьми, которые имеют непосредственное отношение к «Дождю», - легко себе представить, что могло из этого получиться.

Одежда с гвоздей и усы в руках. О премьере «Безприданницы» Дмитрия Крымова

Культура На сцене спиной к зрительному залу стоят ряды кресел, как в зале кинотеатра, по центру задника висит большой экран (художник - Анна Кострикова). Слева - длинный ряд висящих на гвоздях курток и пиджаков: сколько человек пришло на «просмотр фильма», и не сосчитать, может, 100, а может, 50.

Театр во время чумы. Как прошла премьера «Маленьких трагедий» Серебренникова

Культура «Маленькие трагедии» Кирилла Серебренникова начинаются со сцены в привокзальном буфете. Там сидят какие-то тетки с кошелками, кемарит пьянь и, как всегда, ненужную чушь бубнит телевизор, давно уже не имеющий к реальной жизни никакого отношения.